По данным социологического исследования «Оценка качества и доступности медицинской помощи, оказываемой гражданам РФ в рамках программы ОМС», 70% россиян довольны тем, как организована диспансеризация в последние 2 года. В опросе, проведенном по инициативе Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Всероссийского союза страховщиков, приняли участие более 1600 человек в возрасте от 18 до 65 лет из 8 федеральных округов России.
Согласно опросу, доля тех, кто доволен организацией процесса диспансеризации в последние 2 года, составляет 70%. «Скорее довольные» составляют большинство (49,9%), а пятая часть пациентов «полностью довольны» организацией профилактических мероприятий (20,1%). «Профилактика – это основа и приоритет в развитии здравоохранения. По целевым показателям национального проекта «Здравоохранение» к 2024 г. профилактическими мероприятиями ежегодно должно быть охвачено 70% всех граждан», – подчеркнула председатель Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко.
Исследование выявило рост популярности профилактических мероприятий среди россиян. Наблюдается удвоение доли прошедших диспансеризацию в 2017-2019 гг. по отношению к предыдущему аналогичному двухлетнему периоду. Как показал опрос, намерение пройти диспансеризацию зависит от уже имеющегося опыта ее прохождения. Среди тех, кто проходил профилактические мероприятия в последние 1-2 года, наибольшее число готовых и дальше участвовать в такой профилактике – более 70%.
При этом часто высказываемые опасения о сложности пройти все нужные обследования быстро и без проблем опрос не подтвердил. Более половины респондентов (56,8%) отметили, что никаких сложностей у них не возникло. О том, что не удается завершить диспансеризацию в короткий срок (за 1 день), сообщили 23,5% опрошенных, 19,7% пожаловались на очереди. О том, что во время обследования не хватало нужных специалистов, заявили 13,2%.
«Амбулаторно-поликлинические организации, в которых во время проведения диспансеризации и профосмотров не хватает специалистов, могут принять их из стационара по совместительству. Диспансеризация может быть пройдена как в медицинской организации, к которой человек прикреплен, так и в любой другой без привязки к региону, например, находясь в отпуске или командировке. Кроме того, появилась возможность проходить диспансеризацию по вечерам и субботам и записаться на нее дистанционно», – пояснила Наталья Стадченко.
Все меньше россиян считают диспансеризацию формальной процедурой. 39,7% респондентов отметили, что диспансеризация – это прекрасная возможность получить информацию о состоянии своего здоровья, комплексно посетив множество специалистов. 37,4% опрошенных убеждены, что диспансеризация помогает выявить серьезные заболевания, контролировать состояние здоровья, осуществлять профилактику заболеваний и не допускать их развития. Возможность бесплатно узнать о состоянии своего здоровья стимулирует к прохождению диспансеризации почти каждого третьего – 29,7%.
Основные причины отказа от диспансеризации связаны с убеждением, что она проводится формально (29,4%), а также с нехваткой личного времени (28,6%). Практически каждый пятый респондент утверждает, что за квалифицированную диагностику, которая могла бы выявить скрытые заболевания, всегда нужно платить (18,2%). Для 16,3% респондентов ограничивающий фактор для прохождения профилактических мероприятий – это уверенность в своем здоровье.
«Одним из факторов, которые влияют на принятие решения о прохождении диспансеризации, является убежденность в том, что в рамках диспансеризации не проводится серьезная диагностика, так как она дорогостоящая, и ее можно получить только за дополнительные деньги. Это не так. Сегодня диспансеризация включает в себя все необходимые исследования в полном объеме для выявления наиболее опасных заболеваний на ранних стадиях», – разъяснили во Всероссийском союзе страховщиков.
Пятая часть (19%) участников исследования подтвердили, что о профилактических мероприятиях их оповестила СМО, которая выдала им полис ОМС.
Во Всероссийском союзе страховщиков подчеркивают, что с этого года существенно возросла роль страховых медицинских организаций в создании пациентоориентированной модели, усилена роль страховых медицинских организаций в работе с населением. Теперь представители страховых медицинских организаций осуществляют информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи и, прежде всего, при проведении профилактических мероприятий.
«Страховые представители на основе информации, переданной медицинской организацией, не только напоминают о прохождении диспансеризации, но и выясняют причины, по которым диспансеризация не была пройдена, осуществляют организацию повторного информирования застрахованных лиц о необходимости прохождения профилактических мероприятий. Частота информирования застрахованных лиц, не прошедших диспансеризацию, увеличилась: теперь информирование проводится не ежеквартально, как было ранее, а ежемесячно», – пояснил председатель Совета по медицинскому страхованию Всероссийского Союза страховщиков Андрей Рыжаков.
СМО выбирает способ информирования застрахованных лиц: через сервис мобильных сообщений, почтовым отправлением или по телефону.
Андрей Рыжаков пояснил, что «если страховая компания вас не информирует о возможности пройти профилактические мероприятия, это означает – ваши контакты не актуализированы в ее базе данных». «Рекомендую пациентам связаться со своей страховой медицинской организацией и предоставить актуальные контактные данные», – уточнил Андрей Рыжаков.
Результаты опроса показали, что в целом россияне хорошо осведомлены о нововведениях в системе ОМС, касающихся организации профилактических мероприятий. Более трети опрошенных (36%) знают, что, начиная с 40 лет, диспансеризацию можно проходить ежегодно. Каждый пятый знает, что с 18 до 39 лет профилактический осмотр можно проходить ежегодно, а также и то, что посетить поликлинику для его прохождения можно и в субботу. О включении в диспансеризацию онкоскринингов знают пока 15,1% опрошенных.
Источник: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ