Основной вектор развития системы обязательного медицинского страхования – повышение доступности и качества медицинской помощи. В последние годы система переориентируется на превентивную медицину, когда значительное внимание уделяется профилактическим мероприятиям и диспансеризации, а также выявлению заболеваний на ранних стадиях, сообщил в рамках XV Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции c международным участием «Медицина и качество – 2022» председатель ФОМС Илья Баланин.
К информированию пациентов о возможности прохождения профилактических мероприятий подключены страховые представители. В своей работе они сосредоточены, в том числе, на индивидуальном информировании и персональном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах профилактических мероприятий.
«В этом году охват информированием со стороны страховых медицинских организаций по диспансеризации и профилактике составил более 75 млн. человек. Из них за 10 месяцев текущего года 41 млн. человек действительно прошел профилактические мероприятия и диспансеризацию. Это очень хороший показатель, который мы достигли в этом году, но в следующем году у нас более амбициозные задачи», – отметил руководитель ФОМС.
Что касается защиты прав застрахованных лиц, то ФОМС проводит регулярный контроль за доступностью и качеством медицинской помощи. За семь месяцев текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в рамках контроля при проведении госпитализации отмечается сокращение случаев непрофильной госпитализации при острых сосудистых нарушениях и обеспечивается своевременный перевод пациента в профильное отделение медицинской организации.
Осуществление контрольно-экспертных мероприятий за назначением лекарственных препаратов онкопациентам приводит к уменьшению доли несвоевременного назначения лечения, а значит, повышает эффективность лечения, способствуя увеличению продолжительности и качества жизни.
При проведении контрольно-экспертных мероприятий ФОМС также обращает внимание на выполнение рекомендаций научно-исследовательских медицинских центров, что увеличивает возможность получения застрахованным лицам квалифицированной специализированной медицинской помощи.
По мнению председателя ФОМС, контроль за превышением объемов и финансового обеспечения территориальных программ при проведении контрольно-экспертных мероприятий в целом способствует сохранению устойчивости системы ОМС.
Также он отметил, что за 9 месяцев текущего года в территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации от застрахованных лиц поступило 3,8 млн. обращений, что меньше аналогичного периода предыдущего года на 12,6%. Доля жалоб на медицинскую помощь составляет 0,7% (27,1 тыс.) от общего числа.
«Все обращения рассмотрены, из них обоснованными признаны 17,3 тыс. и практически все удовлетворены в досудебном порядке. Хочу сказать, что по большинству направлений количество жалоб снижается. Единственное направление, которое в этом году у нас приросло, – это на организацию работы медицинских организаций», – сообщил Илья Баланин.