В этом году системе ОМС исполняется 25 лет. В непростые для нашей страны 90-е годы прошлого столетия система помогла выжить отрасли здравоохранения, сберегла кадры, инфраструктуру, сохранила для граждан нашей страны бесплатную и доступную медицинскую помощь. Путь, который мы прошли с 1993 по 2018 годы – это целая историческая эпоха. Были разные периоды, мы преодолели достаточно много сложностей.
На территории Республики Тыва реализация Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» началась в 1993 году с принятием постановления Президиума Верховного Совета Республики Тува и Правительства Республики Тува от 20 июля 1993 года №102/282 «О создании Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования». С этого момента начался отсчет истории развития системы ОМС в Республике Тыва.
Первым исполнительным директором Фонда с 1993 года – момента его создания, была Первухина Тамара Ивановна – опытный врач-терапевт, организатор здравоохранения. Под ее руководством проведена огромная работа по реализации Закона о медицинском страховании на территории Республики Тыва, работа по созданию Фонда ОМС и процесса формирования структуры ОМС.
В течение 2,5 лет руководила Фондом – Полежаева Татьяна Ильинична- опытный экономист и менеджер социального и медицинского страхования.
С 2011 года и по настоящее время директором Фонда работает Анай-оол Вера Ховалыговна – врач высшей категории с опытом работы в практическом здравоохранении более 30 лет, организатор и менеджер здравоохранения.
С 1993 по 2018 годы председателями Правления Территориального фонда ОМС Республики Тыва были:
– Шыырап Биче-оол Сундуевич – заместитель Главы Правительства Республики Тыва;
– Оюн Валерий Шагдыр-оолович – заместитель Главы Правительства Республики Тыва;
– Конгар Алдын-кыс Темир-ооловна – заместитель Главы Правительства Республики Тыва;
– Кудерек Борис Кожун-оолович – министр здравоохранения Республики Тыва;
– Дамба-Хуурак Анатолий Партизанович – заместитель Председателя Правительства Республики Тыва;
– Натсак Органа Доржуевна- первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва- возглавляет по настоящее время.
За 25 лет функционирования системы обязательного медицинского страхования достигнут максимальный охват обязательным медицинским страхованием населения республики. Общая численность застрахованных граждан, по состоянию на 1 января 2018 года, составляет 319 379 человек, в том числе работающих – 117 329 (36,8%), неработающих – 202 140 (63,2 %).
До 2006 года Фонд дополнительно выполнял функции страховщика. Первая СМО в республике – филиал ЗАО «Капитал Медицинское страхование» в г. Кызыле начала работать с 2006 года, реорганизована с 1 августа 2016 года в Филиал ООО «РГС-Медицина» в Республике Тыва. В настоящее время на территории республики работает одна СМО.
Первыми медицинскими учреждениями, с которыми заключены договоры на оказание лечебно-профилактической помощи, были Республиканская больница № 1 (главный врач – Ооржак Александр Доткан-оолович) и Пий- Хемская ЦРБ (главный врач-Ковалев Михаил Алексеевич).
За 25 лет количество медицинских организаций, работающих в системе ОМС, увеличилось с 2-х до 48, из них: государственных учреждений республики – 30 (62,5%), федеральных – 4(8,3%) и частной формы собственности – 14(29,2%).
Из 14 частных медицинских организаций: 2 медицинские организации МЧУ ДПО «Нефросовет» (гемодиализ) и ООО «ЦКДЛ» (лабораторные исследования) осуществляют свою деятельность в форме государственно-частного партнерства.
Через систему ОМС в 2000-2005 годах финансировались такие целевые республиканские программы как «Здоровый ребенок», «Дети Тыва», «Оснащение Республиканской консультативно-диагностической поликлиники», «Развитие специализированной медицинской помощи детскому населению», «Вакцинопрофилактика».
Фондом успешно реализованы мероприятия по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, учета и контроля рационального использования этих средств в связи с реализацией Федерального закона от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
С 2006 года началась реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» по четырем направлениям. За 7 лет по всем 4-м направлениям медицинским организациям республики направлены финансовые средства на сумму 602 млн. рублей.
С 2011 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29.11.2010г. N326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который определяет основным принципом осуществления обязательного медицинского страхования государственную гарантию застрахованным лицам на получение бесплатной медицинской помощи из средств ОМС.
С 2011 года в республике осуществлялся поэтапный переход на одноканальное финансирование, с 2013 года все медицинские организации, работающие в системе ОМС, переведены на одноканальное финансирование в части расходов на текущее содержание.
Создана справедливая схема финансирования, повысилась устойчивость бюджета территориальных фондов ОМС.
Система ОМС заметно нарастила свой потенциал, и сегодня она является экономическим стержнем, основой здравоохранения, внесла серьёзный вклад в доступность медицинской помощи всему населению республики. До 2013 г. базовая программа обязательного медицинского страхования была дефицитна. Мы начали работу с дефицитом территориальной программы ОМС в 1994 году в размере 94,6%.
С 2013 года аккумулирование всего объема средств ОМС но тарифу 5,1% осуществляется в Федеральном фонде ОМС. Финансирование базовой программы ОМС началось по единым для всей страны подушевым нормативам из бюджета Федерального фонда ОМС, что позволило установить территориальные программы ОМС без дефицита и обеспечить равную доступность медицинской помощи для каждого застрахованного гражданина независимо от места его проживания на всей территории РФ. Отмечается устойчивый рост подушевого норматива финансирования за счёт средств ОМС, который за 25 лет увеличился с 10 рублей до 20636 рублей к 2018 году.
За последние годы доходы бюджета фонда формируются, в основном, за счет субвенций Федерального фонда ОМС. Размер субвенции Федерального фонда ОМС постоянно увеличивается: в 2012 году- 2,3 млрд. рублей, а в 2018 году уже 6,5 млрд. руб., или почти в 3 раза.
В 2018 году, в сумме субвенций ФФ ОМС, страховые взносы на ОМС неработающего населения составили 2 682,7 млн. рублей с увеличением к 2017 году на 304,1 млн. рублей или на 12,8%. Страховые взносы на ОМС неработающего населения своевременно и в полном объеме выделяются Правительством Республики Тыва, чтобы население получало качественную и доступную медицинскую помощь бесплатно.
Из средств ОМС республика успешно реализовала крупномасштабную программу Модернизации здравоохранения, которая позволила существенно обновить инфраструктуру здравоохранения, переоснастить поликлиники и стационары, начать информатизацию отрасли. Она – основа для развития здравоохранения республики в последующие годы, основа для создания условий, чтобы наши врачи лечили по стандартам и порядкам медицинской помощи. Всего на 2 года предусмотрено 1780,2 млн. рублей, израсходовано 1665,1 млн. рублей, что составляет 93,5 % по всем 3-м задачам.
Средства ОМС использовались так же при реализации региональных программ «Бережливая поликлиника» и «Земский доктор». По программе «Земский доктор» в Республике Тыва за 2012-2017 годы единовременные компенсационные выплаты из средств Федерального фонда ОМС получили 320 медицинских работников на сумму 268,4 млн. рублей.
За 25 лет утвержденная стоимость Территориальной программы ОМС многократно увеличилась с 2,6 млн. рублей в 1994 году до 6 489,5 млн. рублей в 2018 году.
С 2014 года применяются более эффективные способы оплаты:
– финансирование скорой медицинской помощи осуществляется по подушевому нормативу в сочетании с оплатой за вызов;
– оплата специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (КПГ).
А с 2016 года начат поэтапный переход к оплате специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров за законченный случай лечения заболевания с учетом соответствующей клинико-статистической группы (КСГ). В 2017 году завершен полный переход на данный способ оплаты.
В 2017 году при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, применяется новый способ оплаты – подушевое финансирование на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи – за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай).
Базовая программа ОМС постоянно расширяется. С 2013 г. в неё включены диспансеризация всего взрослого и детского населения по 5-ти направлениям, представляющей собой программу направленных диагностических скринингов.
Вошли в программу ОМС: ЭКО, скорая медицинская помощь, гемодиализ, кохлеарная имплантация.
С 2014 года в программу вошла ВМП. Ежегодно растиражированные методы ВМП передаются из федерального бюджета в программу ОМС.
С 2014 года на территории Республики Тыва стали оказывать ВМП республиканские медицинские организации: Республиканская больница № 1 и Перинатальный центр Республики Тыва. За эти годы ВМП оказана 1 883 пациентам по 10 профилям с использованием 36 методов. Средняя фактическая стоимость одного случая составляет 168,6 тыс. рублей. По сравнению с 2014 годом прирост количества случаев ВМП, оказываемых за счет средств системы ОМС, увеличился в 5 раз.
Кроме того, 364 жителя нашей республики ВМП получили в медицинских организациях других субъектов РФ, оплачено за их лечение 45,5 млн. рублей.
Все эти данные свидетельствуют о том, что ВМП стала действительно равнодоступной жителям республики, в том числе сельским.
А с 1 января 2017 года изменилась и организационная, и финансовая модели оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Из бюджета Федерального фонда ОМС финансируются два раздела высокотехнологичной помощи:
– включенных в базовую программу ОМС (раздел I),
– не включенных в базовую программу ОМC (раздел II).
На 2019 год в программу ОМС дополнительно погружаются еще 2 вида ВМП:
группа 34 – стентирование коронарных артерий;
группа 51 – эндопротезирование тазобедренных суставов.
Особое внимание уделяется развитию медицинской реабилитации, по таким основным направлениям как: заболевания опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, соматические заболевания и заболевания центральной нервной системы. Также, для детей установлен отдельный средний норматив объема медицинской реабилитации. При средней и тяжелой степени тяжести указанных заболеваний ребенок получает медицинскую реабилитацию в условиях круглосуточного стационара. При средней и легкой степени тяжести -в условиях дневного стационара.
С 2013 года ФФ ОМС введена единая тарифная политика, единая методика оплаты медицинской помощи, включая оплату единым по КСГ, тарифы на сопоставимые виды медицинской помощи в регионах выравнены. В 2018 году республика вошла в 14 субъектов РФ, в которых внедрен новый способ оплаты медицинской помощи- по подушевому нормативу финансирования медицинских организаций, расположенных в сельской местности, в отдалённых, труднодоступных и малонаселённых районах, в 3-х ЦКБ: Монгун-Тайгинская, Тоджинская, Тере-Хольская. Это позволяет учитывать особенности амбулаторий и сельских больниц, повышает доступность медицинской помощи, а также поддерживает стабильный доход данных ЦКБ.
С 2016 г., после внесения изменений в законодательство, Территориальным фондом формируется нормированный страховой запас на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
За 2016-2018гг. обучено 54 врача по программам повышения квалификации на сумму 0,5 млн. рублей, приобретено 115 единиц медицинского оборудования на сумму 108,2 млн. рублей, отремонтировано 16 единиц медицинского оборудования на сумму 18,2 млн. рублей, всего расходы на данное направление составили 126,9 млн. рублей.
С 2016 года начал работу институт страховых представителей – пациентоориентированный проект Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС, направленный на оптимизацию деятельности страховых медицинских организаций. Страховые представители обеспечивают защиту прав застрахованных граждан, информационное сопровождение на всех этапах получения медицинской помощи, в том числе при проведении профилактических мероприятий, контроль соблюдения сроков и профиля госпитализации, контроль диспансерного наблюдения и индивидуальное информирование и сопровождение, а также проведение экспертизы качества оказанной медицинской помощи.
Таким образом, страховая медицинская организация превращается в связующее звено между медицинскими организациями и застрахованными по вопросам получения медицинской помощи и помощника в разрешении возникающих при этом вопросов.
И, наконец, самым важным приоритетом стало совершенствование оказания медицинской помощи по онкологии. По этому профилю внедрена новая более справедливая оплата медицинской помощи в зависимости от схемы лечения больного с учетом современных технологий и противоопухолевых препаратов, что приведет в 2018 году к росту финансирования ГБУЗ РТ «Республиканский онкологический диспансер» по всем видам и условиям на 84,6%. Кроме того, впервые, почти вдвое сокращены предельные сроки ожидания специализированной медицинской помощи в плановой форме для пациентов с онкологическими заболеваниями-14 календарных дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления диагноза заболевания.
Минздрав РФ ставит нужную и очень сложная задачу – внедрение системы управления качеством медицинской помощи. При развитии цифровой медицины появится возможность без участия человеческого фактора проводить экспертизу на основе электронного анализа первичной медицинской документации. И таким образом интегрально оценивать качество ведения каждого пациента. Эта модель электронного бенчмаркинга, внедряемая на протяжении последних 10 лет в странах с развитыми системами здравоохранения, доказала свою эффективность в мире. Переход на неё позволит внедрить автоматизированную оценку качества медицинской помощи не выборочно, а по каждому законченному случаю лечения.
Качество лечения на особом контроле Федерального фонда ОМС. Приказом Федерального фонда ОМС от 30 марта 2018 года N59 внесены новые поля счетов реестров онкологическим больным: 1 мая 2018 года – в 9 пилотных субъектах РФ, с 1 сентября во всех субъектах–в тестовом режиме, с 1 января 2019 года – в полном режиме.
Приказом ФФОМС от 04.06.2018 N 104 установлены формы и порядок предоставления отчетности о случаях оказания медицинской помощи и результатах экспертизы качества медицинской помощи.
Приказом ФФОМС от 05.06.2018 N 107 внесены изменения в Положение о координационном совете по организации защиты прав застрахованных. Заседания Координационного совета теперь проводятся ежемесячно. В состав Координационного совета включаются представители органов государственной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда ОМС, страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, страхователей, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
В Федеральный закон №326-ФЗ с 1 января 2019 года вносятся изменения:
– внедрение правила «двух ключей» реализации территориальных программ ОМС, при котором тарифное соглашение подлежит согласованию с Федеральным фондом ОМС;
– устанавливается вертикаль управления системой ОМС, территориальные фонды становятся подведомственными организациями ФФ ОМС,
– открытие страховыми медицинскими организациями офисов по защите прав застрахованных в сфере ОМС.
Задачи системы обязательного медицинского страхования сегодня шире, чем просто финансирование медицинской помощи. Все последние изменения в системе обязательного медицинского страхования ориентированы на пациента, в системе происходят кардинальные изменения структуры и логистики страховой поддержки граждан.
К 25-летию система обязательного медицинского страхования подошла полностью обновленной.