Сегодня мне хотелось бы обозначить новые задачи, которые предстоит решить, начиная с 2019 года.
Бюджет Федерального фонда на 2019 год и на плановый период принят в новых реалиях – необходимости выполнения 204 Указа Президента Российской Федерации и национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография». Особенностью 2019 года являлось принятие нового законодательства об ОМС – это новые методики по определению численности застрахованных лиц, расчету тарифа страхового взноса на неработающее население и распределению субвенции. По новой методике определения численности застрахованных, человек, единожды работавший в году, считается работающим. В результате общая численность неработающих застрахованных уменьшилась на 5 млн человек (с 85 до 80 млн). Благодаря этому размер страховых взносов снизился в 60 субъектах Российской Федерации на 15,7 млрд рублей.
Изменился также расчет субвенции. За последние 2 года, с учетом реализации Указа Президента по повышению заработной платы медицинских работников, изменилась структура ее расходования. В связи с этим в Методике по распределению субвенции учтена фактическая структура соотношения заработной платы и прочих расходов, которая составляет 70% на 30% (было 60% на 40%).
Система ОМС существенно нарастила свой потенциал, и сегодня она является экономическим стержнем и основой здравоохранения.
Базовая программа обязательного медицинского страхования постоянно расширяется и составляет уже 90% от общего объема медицинской помощи по программе государственных гарантий страны. Важнейшим принципом обязательного медицинского страхования является обеспечение конституционных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Успешное развитие во многом зависит от финансовой стабильности и устойчивости. Эта задача решается за счет ежегодного роста субвенции, предоставляемой бюджетам Территориальных фондов по подушевому нормативу. На 2019 год субвенция утверждена в размере более 2 трлн рублей (2 068,5 млрд рублей), что на 198,1 млрд рублей или на 10,6% выше 2018 года. В субвенции полностью учтено выполнение Указа Президента по сохранению заработной платы врачей на уровне 200% к среднему трудовому доходу по региону, среднего медицинского персонала – 100%, а также увеличение заработной платы младшего медицинского персонала на индекс потребительских цен с 1 января.
Безусловным приоритетом системы ОМС является реализация Указа Президента от 7 мая 2018 года № 204.
В целях устранения кадровых диспропорций и дефицита по отдельным специальностям в составе субвенции на 2019 год предусмотрено 12,3 млрд рублей на увеличение численности врачей и среднего медицинского персонала первичного звена, (70,1 рубля в подушевом нормативе – 11 800,2 рубля на одно застрахованное лицо), в 2020 году – 36,7 млрд. рублей, в 2021 году – 50,4 млрд. рублей.
Чрезвычайно важное значение имеет борьба с онкологическими заболеваниям и одним из приоритетов базовой программы ОМС является финансирование оказания медицинской помощи онкопациентам.
Впервые, начиная с 2019 года, в субвенцию в рамках федерального проекта включены дополнительные средства на обеспечение химиопрепаратами пациентов с онкологическими заболеваниями за счет межбюджетного трансферта из федерального бюджета. В 2019 году – это 70 млрд рублей, в 2020 году – 120 млрд рублей, в 2021 году – 140 млрд рублей.
С 2019 года базовой программой обязательного медицинского страхования установлены нормативы объема и финансовых затрат на оказание онкологической медицинской помощи.
На оказание медицинской помощи по профилю «Онкология» на 2019 год в составе субвенции предусмотрено более 200 млрд рублей, с приростом более чем 1,5 раза к факту 2018 года, в составе которых учтены 70,0 млрд рублей, что полностью обеспечит пациентов химиотерапией, в соответствии с клиническими рекомендациями, причем дорогостоящими препаратами.
На 1 апреля 2019 года на финансовое обеспечение медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями предоставлена субвенция в размере 50,1 млрд рублей. Израсходовано 28,6 млрд рублей (57,2%), из них: 19,8 млрд рублей – в стационарных условиях, 8,8 млрд рублей – в дневном стационаре. Затраты на химиотерапию составили более 16,9 млрд рублей.
Для формирования клинико-статистических групп по профилю онкология на основе клинических рекомендаций было разработано и просчитано более 600 стандартизированных модулей, описывающих оказание медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями при проведении противоопухолевой лекарственной терапии в условиях круглосуточного и дневного стационара.
Для обеспечения более справедливой оплаты медицинской помощи в 2019 году детализированы КСГ, (до 509 с 477 в 2018 году).
В том числе по профилю «Онкология» в условиях круглосуточного и дневного стационаров их число увеличилось с 70 до 86 КСГ, в том числе за счет выделения 12 новых КСГ по химиолучевой терапии. Количество схем лекарственной терапии увеличено в 2,5 раза: с 425 в 2018 году до 1 046 схем в 2019 году. Таким образом, созданы все условия, необходимые для индивидуального подхода к эффективному лечению каждого пациента и должны способствовать прекращению преимущественного использования самых дешевых препаратов первой линии для лечения онкозаболеваний.
Важное место в контроле за соблюдением правильного и эффективного лечения отводится тарифообразованию.
Теперь в соответствии с законодательством введен принцип «двух ключей» для согласования тарифных соглашений, вступивший в силу в этом году. Федеральный фонд дает заключения на тарифные соглашения, а субъект Российской Федерации обязан его исправить в установленный срок. Приказ Минздрава России о порядке и сроках рассмотрения тарифных соглашений и подготовки заключений Федерального фонда издан 28 января 2019 г. № 25н. Особое внимание при реализации федерального проекта по онкологии уделено контрольно-экспертным мероприятиям. Внедрены новые инновационные подходы к контролю медицинской помощи, включая контроль своевременности медицинской помощи, оценку ее соответствия порядкам оказания медицинской помощи и клиническим рекомендациям по данному профилю, соответствие выбранной врачом тактики лечения характеру и стадии заболевания.
Приказом Фонда утверждены новые поля в реестре счета и разработан регламент экспертизы качества медицинской помощи для контроля в автоматизированном режиме ключевых параметров, влияющих на качество оказания онкологической медицинской помощи. Благодаря этому, мы видим каждого пациента уже при подозрении на злокачественное новообразование, постановку на диспансерное наблюдение, что позволяет более предметно отбирать случаи для медико-экономического контроля. Наша совместная задача реализовать федеральный проект на высоком профессиональном уровне. Начиная с 2019 года, контроль качества медицинской помощи, оказываемой по ОМС, становится превентивным. Меняется структура экспертных мероприятий, значительно увеличивается количество поводов для проведения целевых и тематических экспертиз.
Страховые компании, используя информационные ресурсы территориальных фондов, уже на этапе оказания медицинской помощи должны отслеживать своевременность постановки пациентов с хроническими заболеваниями на диспансерный учет, проведения им необходимой диагностики и лечения; проводить контроль за полнотой выполнения рекомендаций, данных в ходе телемедицинских консультаций, медицинскими работниками федеральных медицинских центров; выявлять непрофильные госпитализации и совместно с органами управления здравоохранением и территориальными фондами принимать меры по переводу пациента в профильные медицинские организации, имеющие соответствующую материально-техническую базу. Данное направление особенно важно при оказании медицинской помощи пациентам с острыми сосудистыми нарушениями и онкологическими заболеваниями и позволит обеспечить доступность и качество медицинской помощи, и повлиять на снижение смертности населения. Кроме того, в рамках реализации федерального проекта по формированию системы защиты прав пациентов с 2020 года во всех регионах будут организованы офисы страховых медицинских организаций. Указанные меры позволят реализовать принцип экстерриториальности за счет внедрения досудебной защиты страховой медицинской организацией каждого застрахованного лица в любом субъекте Российской Федерации, независимо от места оказания медицинской помощи, при возникновении спорных случаев и претензий пациентов.
Еще одним важным направлением совместной деятельности по формированию системы защиты прав пациентов является создание и развитие института страховых представителей, основанного на принципах пациентоориентирования и обеспечения прав застрахованных лиц на бесплатное получение медицинской помощи. За 3 года количество страховых представителей увеличилось в 14 раз: с 800 человек до более 11 тыс.
Страховыми представителями в 2018 году индивидуально проинформировано более 30,9 млн человек о необходимости прохождения диспансеризации. Данная работа будет продолжена и уже в рамках национального проекта в текущем году необходимо проинформировать 51,4 млн человек. Особо важная роль отводится страховым представителям 3 уровня, которые должны сопровождать пациента с онкологическим заболеванием на всех уровнях оказания ему медицинской помощи, начиная с подозрения на данное заболевание, проводить оценку соответствия лечения порядкам оказания, стандартам медицинской помощи и клиническим рекомендациям. Случаи несоблюдения сроков ожидания медицинской помощи, проведения пациентам химиотерапии отбираются страховым представителем 3 уровня для проведения контрольно-экспертных мероприятий сплошным методом. Федеральным фондом ведется мониторинг оказания медицинской помощи и экспертной деятельности страховых медицинских организаций по профилю онкология.
Еще одно важное направление – это кадры. Как я уже говорила ранее, необходимые средства для реализации поставленной задачи по устранению дефицита кадров в бюджете Федерального фонда предусмотрены. Эти средства будут доводиться в субвенции для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда. И далее, по заявкам медицинских организаций на основании трехсторонних соглашений, направляться адресно, по мере принятия на работу врачей или среднего медицинского персонала, исходя из сохранения соотношения заработной платы 200% и 100% соответственно.
Приказы Минздрава России о механизмах формирования и доведения указанных средств приняты и вступили в силу (приказы Минздрава от 22 февраля 2019 г. № 85н и № 86н).
Средства на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда вновь прибывших медицинских работников в обязательном порядке должны утверждаться в бюджетах территориальных фондов, (не утверждены в 11 субъектах РФ).
В соответствии с порядком установленным приказами Минздрава России территориальные фонды обязательного медицинского страхования до 29 апреля 2019 года должны получить от органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации информацию о потребности медицинских организаций в медицинских кадрах (отдельно по врачам и среднему медицинскому персоналу) и утвердить предельные объемы для софинансирования на 2019 год для каждой медицинской организации.
Для организации ежемесячного мониторинга за использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда на указанные цели издан приказ Федерального фонда от 12 апреля 2019 г. № 64, который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России.
Перед нами Президентом страны поставлены серьезные стратегические цели. И общая задача всех участников ОМС, объединив усилия, реализовать их.
Презентационный материал к докладу председателя ФОМС Н.Стадченко
Источник: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ