Интервью Председателя Федерального фонда ОМС Натальи Стадченко «Российской газете»: «Полис в телефоне: как пациенты смогут проконтролировать, какую медицинскую помощь они получили?»

26 Июня 2019

Каких врачей посещал, какие обследования и лечебные процедуры проходил и сколько всё это стоило – такая информация, даже если человек лечился в медорганизациях разных регионов, скоро будет доступна на портале госуслуг в личном кабинете. Более того, благодаря такой базе данных, можно будет легко увидеть назначения и процедуры, которых человек в действительности не получал, и пожаловаться на приписки. Какие еще преимущества мы получим благодаря цифровым технологиям, на которые переходит обязательное медицинское страхование? На вопросы «Российской газете» ответила председатель ФОМС Наталья Стадченко.

Полис в телефоне.jpg

Наталья Николаевна, сегодня цифровые технологии всё более плотно входят в нашу жизнь. Как в этом отношении идут дела в системе обязательного медицинского страхования?

 Наталья Стадченко: Сегодня ФОМС ведёт несколько проектов, которые позволят уже в ближайшем будущем выполнять многие необходимые для медицинского страхования действия онлайн или с использованием электронных документов.

 С 2019 года на Едином портале государственных и муниципальных услуг появилась возможность посмотреть список услуг, оказанных пациенту в рамках ОМС, и их стоимость за выбранный период времени. Этот сервис предоставляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования при участии Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФОМС. Если пациент лечился в нескольких регионах России, то вся информация будет отражаться в единой справке. Это логично и удобно, но, с точки зрения информационных технологий, это было сделать не так-то просто, ведь речь идёт о сохранении врачебной тайны и защите персональных данных – вся информация должна быть доступна только самому гражданину. Для этого потребовались и особые технические решения, и организационная работа.

 Иногда, если удается заглянуть в свою медицинскую карту, в ней можно прочитать неожиданные вещи. Например, что было выполнено дорогое исследование (а на самом деле нет) или что человек якобы отказался от диспансеризации (а на самом деле его туда и не звали). Если такие «приписки» будут обнаружены, что должен сделать человек?

 Наталья Стадченко: Если гражданин видит, что список оказанных ему услуг не соответствует действительности, он может здесь же на портале составить и отправить обращение. Такое обращение – «железное» основание для проверки, которую будет обязан провести ТФОМС. И не просто провести, а сообщить заявителю о результатах. Всё взаимодействие с пациентом при этом будет проходить в рамках портала «Госуслуги», визитов в страховую компанию не потребуется. А уже в IV квартале 2019 года у пользователей портала появится возможность отметить в интерактивной форме фактически не оказанные услуги в списке услуг.

 Мы считаем, что устойчивая обратная связь с населением очень важна и делаем для этого всё возможное. Люди сами должны быть заинтересованы в контроле качества и полноты оказываемых им услуг. Только в этом случае мы сможем реально улучшить контроль за медицинскими организациями. Поэтому мы и стараемся обеспечить простоту, прозрачность и удобство взаимодействия населения и ФОМС.

 В новых правилах ОМС предусмотрено, что полис станет электронным, хотя и бумажный вариант по-прежнему будет в ходу. «Цифровой» полис даст застрахованным гражданам какие-то преимущества?

 Наталья Стадченко: Люди уже привыкли к тому, что полис страхования здоровья в зарубежных поездках или полис ОСАГО можно оформить в электронном виде, не выходя из дома. Многие другие важные документы тоже постепенно «приобретают» цифровой вид. И цифровой полис ОМС – не исключение. Уже в начале 2021 года можно будет им пользоваться.

 Что он собой представляет? Цифровой полис ОМС не имеет физического носителя и может быть сохранён на смартфон в виде электронного образа документа. Переход на такую форму документа, конечно, очень удобен. Это позволит, например, оформлять полис новорожденным детям сразу же в роддоме, дистанционно. Но и сейчас и в будущем мы не будем отказываться от бумажной формы полиса: все, кто захочет иметь его именно в таком виде, эту возможность сохранят.

 Почему переход к цифровому полису состоится лишь в 2021 году?

 Наталья Стадченко: На этом пути – несколько этапов, часть из них мы уже прошли. Заявление на выпуск полиса ОМС теперь можно оформить в электронном виде, если есть подтверждённая учётная запись на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Заявление о выдаче полиса подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя и направляется по защищённым каналам в ТФОМС. Так как электронная подпись есть далеко не у всех, уже разработан способ сделать эту услугу популярнее и доступнее. В рамках национальной программы «Цифровая экономика» и проекта «Цифровой профиль гражданина», который планирует Минкомсвязь, для получения документов ОМС без личного визита в страховую медицинскую организацию мы планируем переход на использование электронной подписи ЕПГУ с последующей верификацией. Заявления будут заверяться подписью портала и документ будет легитимным при условии, что у пользователя есть подтвержденная учётная запись. Осталось только всё это организовать технически – на портале «Госуслуги».

 Ещё один этап при переходе к цифровому полису – временное свидетельство в электронной форме. Это временная копия полиса ОМС, которая даёт право человеку получать все виды помощи в рамках программы ОМС, пока фонд проверяет его данные и готовит к выдаче постоянный полис. Раньше такие свидетельства выдавались в виде бумажной справки, а теперь такой документ внесён во все необходимые нормативно-правовые акты. Временное свидетельство – полноценный легитимный документ, он заверяется квалифицированной электронной подписью представителя страховой компании. Чтобы его получить, нет необходимости в личном посещении страховой медицинской организации.

 Временное свидетельство в электронной форме будет доступно в личном кабинете пользователя портала «Госуслуги» в течение нескольких десятков минут после успешной обработки заявления. Этот шаг – начало перехода к полностью цифровым полисам.

 По новым правилам ОМС, вступившим в силу 28 мая этого года, уже предусмотрена возможность легитимного обращения электронных временных свидетельств. Промежуточная фаза с временными свидетельствами нам нужна, чтобы отладить рабочие процессы и взаимодействие ведомств. К концу 2019 года мы планируем запустить в обращение временное свидетельство во всех субъектах РФ. Позже временные полисы уже не понадобятся – человеку сразу будет оформляться постоянный электронный полис.

 Какие ещё цифровые услуги в сфере ОМС уже доступны гражданам?

 Наталья Стадченко: На портале «Госуслуги» есть раздел «Моё здоровье», и пользователь уже сейчас может узнать, к какой медицинской организации он прикреплён. Развитие этого сервиса даст возможность определить не только сведения о юридическом лице, но и найти свой филиал медорганизации с указанием адреса.

 Также в разделе «Моё здоровье» можно узнать, какая страховая организация занимается конкретным гражданином. Пока еще для этого нужно вводить номер полиса, но вскоре это можно будет сделать полностью в автоматизированном режиме. Узнать свою страховую компанию, номер полиса, телефон страхового представителя и «горячей линии» территориального фонда ОМС можно будет в «один клик».

 Мы работаем в этом направлении совместно с Минздравом и Минкомсвязью России. Наша общая цель – сделать так, чтобы в любую медицинскую организацию страны человек мог обратиться за помощью без предъявления «физического» полиса, чтобы ему было достаточно предъявить только паспорт. К концу 2019 года такой порядок уже начнёт действовать.

Источник: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Прокрутить вверх