Задача реформы системы обязательного медицинского страхования – это доступная, своевременная и качественная помощь любому жителю страны. В этом уверены депутаты Государственной Думы, опрошенные “Дума ТВ”.
Поправки в закон “Об обязательном медицинском страховании” уже прошли в парламенте первое чтение. Причем эти изменения, по словам Председателя ГД Вячеслава Володина, необходимо было принять намного раньше.
В чем заключается реформа ОМС
1. Федеральные медицинские центры будут финансироваться напрямую из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Страховщики будут исключены из этой цепочки. Федеральный фонд будет контролировать объемы, сроки, качество и условия предоставления помощи федеральными медучреждениями.
2. Изменится механизм оплаты медпомощи, оказываемой федеральными центрами в рамках базовой программы ОМС. В бюджете фонда будут обособлены средства на специализированную помощь, включенную в базовую программу ОМС.
3. В два раза сократится норматив средств на ведение дела страховыми медицинскими организациями.
Что это значит для пациентов
Пациенты, в случае вступления поправок в силу, выиграют в первую очередь, уверен глава Комитета ГД по охране здоровья Дмитрий Морозов. Медицина станет более доступной для россиян, они смогут лечиться у высококвалифицированных врачей, делать сложные операции и получать другую помощь высокого уровня в любом федеральном центре.
Такие центры есть как в Москве, так и в регионах. Они, как правило, оснащены лучше многих клиник, в них работают передовые специалисты. Важно, что помощь граждан останется бесплатной.
“Человек будет спокойно приезжать в любую федеральную клинику и получать помощь должного уровня, не заботясь о финансировании”, подчеркивает Дмитрий Морозов.
Сроки ожидания лечения сократятся, поскольку станет меньше бюрократии, полагает первый замглавы комитета Федот Тумусов. По его словам, станет проще механизм обращения за помощью, не нужно будет ждать квоту.
Что значит реформа для федеральных медорганизаций
Федеральные учреждения получат стабильное гарантированное финансирование. У них, по словам Председателя ГД Вячеслава Володина, будет больше средств, чем у обычной больницы, поскольку в таких центрах есть элементы высоких технологий, науки, которые необходимо развивать.
В частности, для них тариф на оказание помощи будет выше, чем тариф субъекта, отмечает Дмитрий Морозов. Это позволит больницам развиваться и укреплять материально-техническую базу. С этим согласен член Комитета по охране здоровья Борис Менделевич.
“Мы должны поддержать федеральные клиники, насытить их деньгами, чтобы они могли спокойно вести ту научную и лечебную деятельность, которую они должны вести”, рассуждает Менделевич.
Коллективы федеральных медцентров получат стабильную работу, зарплату, а сами учреждения – возможность планировать свою финансовую деятельность, не ждать межтерриториальных расчетов, с которыми были проблемы. Это значит, что врачи “смогут оказывать в нормальных условиях сложную медицинскую помощь”, говорит член Комитета по охране здоровья Алексей Куринный.
Отвечать за качество здравоохранения будет государство
Поправки наконец-то ответят на вопрос, кто отвечает за качество медицины, отмечает Председатель Госдумы Вячеслав Володин.
“Ведь до сегодняшнего дня страховые медицинские компании не взяли на себя ответственность за качество медицины”,- подчеркивает Вячеслав Володин.
Когда звучит критика поправок, нужно понимать, о чем идет речь. И если государство, действуя в интересах граждан, говорит о качестве и развитии высокотехнологичной медицинской помощи, то страховщики – о сохранении своих доходов, отмечает спикер ГД.
Как реформа скажется на страховщиках
Финансирование, которое страховщики получают на ведение дел, поправками сокращается в два раза: с 1-2% до 0,5-1% средств, поступивших в страховую медорганизацию.
Этот пункт поправок поддерживает член Комитета по охране здоровья Николай Осадчий. По его словам, ограничение аппетитов страховщиков – это шаг вперед.
“Несколько меньше будет уходить средств на то, что называется ведением дел. Кроме того, депутаты высказывали пожелания, чтобы все расходы стали прозрачными”,- добавляет Николай Осадчий.
Изменение норматива связано с тем, что за последние годы увеличился объем финансирования, а коэффициенты остались прежними, пояснили депутаты. При этом высвобожденные средства “тоже пойдут на обеспечение, оплату медицинской помощи, на увеличение доступности медицины для населения”, подчеркивает Алексей Куринный.
Больницы и поликлиники не смогут отказать пациентам в помощи
Страховые компании недовольны тем, что в результате реформы потеряют огромные ресурсы, которые получают, “просто, можно сказать, являясь посредниками”, говорит Федот Тумусов. Поэтому страховщики развернули недобросовестную пиар-компанию: говорят, что поправки нарушают клятву Гиппократа, но это не так, уверяет парламентарий.
“Врачи – это святые люди, это ангелы в белых халатах, они будут добросовестно лечить”,- говорит Тумусов.
Недоразумение возникло, поскольку поправками из закона об ОМС исключена формулировка о том, что медорганизация “не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования”.
На этот момент действительно многие обратили внимание, однако тут ни о каком нарушении клятвы Гиппократа речи не идет, соглашается с Тумусовым член Комитета по охране здоровья Татьяна Соломатина. Законопроект пока находится в разработке, по нему продолжаются обсуждения.
“Если это замечено и очень у многих людей возникли вопросы, особенно у оппозиции, я думаю, что ко второму чтению мы этот вопрос снимем с повестки”, говорит Татьяна Соломатина.
Главная задача – это качественная и доступная медпомощь во благо россиян, и никто из депутатов не позволит сделать так, чтобы нашему гражданину было отказано в бесплатной медицинской помощи, уверены в Государственной Думе.